Покровитель

Иннокентий-иконаСвятитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879), митрополит Московский, апостол Америки и Сибири, основатель Благовещенска, был причислен к лику святых в 1977 году, память 6 октября (день прославления) и 13 апреля (день кончины).

Святитель Иннокентий родился в иркутском селе Ангинское, в семье псаломщика. Иван (имя до принятия монашества) рано потерял отца и был отдан на учёбу в Иркутскую семинарию. После женитьбы рукоположен в дьякона, а в 1821 году – в священника Благовещенской церкви Иркутска.

Когда Иркутская епархия получила разнарядку отправить одного миссионера на остров Уналашку к алеутам, желающих не нашлось. Священник Иоанн Вениаминов тоже встретил эту новость без особого энтузиазма. Однако слова заезжего жителя Уналашки об усердии алеутов к молитве и слышанию Слова Божьего произвели в нём неожиданный переворот, он «загорелся желанием ехать к таким людям», несмотря на слёзы жены, тёщи и матери.

Уналашка (1824 – 1834)

Остров Уналашка встретил святителя полуразрушенной часовней – наследием Кадьякской миссии конца XVIII века. Святитель Иннокентий построил храм, попутно обучая алеутов плотницкому и кузнечному делу. Это стало первым шагом, расположившим к нему аборигенов.

Изучив алеутский язык, святитель построил церковно-приходскую школу, где сам учительствовал. Переводы Священного Писания и катехизиса стимулировали стремление населения к грамотности, многие жители алеутских островов умели читать.

Под влиянием проповеди святителя со временем все 2000 алеутов, разбросанные примерно по 60-ти островам архипелага, приняли Крещение. Многие отказались от табака, резко сократилось число незаконнорожденных детей, на 20% увеличился прирост населения.

Миссионерский труд святителя «Указание пути в Царство небесное» на алеутско-лисьевском языке (1833) оказался столь удачным, что в последующие годы был переведён на 62 языка, выдержав 50 изданий. Святитель Иннокентий создал на основе кириллицы письменность алеутов, которая была утрачена с продажей Аляски США.

Семья святителя выросла до шести детей. В семейном кругу Иннокентий любил мастерить с детьми механические органчики, своими руками сделал всю домашнюю мебель и утварь.

Михаил Шаньков. Крестный ход святителя Иннокентия Вениаминова. Анкоридж (Аляска), 2010.

Михаил Шаньков. Крестный ход святителя Иннокентия Вениаминова. Анкоридж (Аляска), 2010.

Ситка (Новоархангельск, 1834 – 1853)

Индейское племя колошей (тлингитов) заметно отличалось от алеутов своей враждебностью к русским. Прибытие святителя в Ситку совпало с эпидемией оспы, которая выкосила половину колошенского населения, но русских не трогала. Несмотря на запреты шаманов, заклинания которых не помогали, колоши принимали антиоспенные прививки из рук Иннокентия, а потом и сами научились их делать. Это остановило эпидемию. Святитель стал желанным гостем в домах колошей и мог беспрепятственно проповедовать.

В 1841 году было создано Новоархангельское духовное училище, преобразованное позже в семинарию. К этому времени святитель крестил в российско-американских поселениях уже более 10 тысяч человек. Святитель Иннокентий также построил в Ситке собор Архангела Михаила и собственноручно собрал часы для его колокольни.

В 1840 году в Петербурге он находился по делам открытия миссии и печати церковных книг на алеутском языке. Здесь его застало известие о смерти жены. Уговоры святителя московского Филарета и других иерархов принять монашество он воспринял как указание промысла Божьего. Получив гарантию обеспечения и воспитания своих шестерых детей, святитель отправился в новооткрытую Камчатскую епархию архиереем, постриженным в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Якутск (1853 – 1862)

Ввиду миссионерских успехов Камчатской епархии, в 1852 году к ней была присоединена Якутия. Её тогдашнее 200-тысячное население в десять раз превосходило всю камчатскую и алеутскую паству. Поэтому Иннокентий перенёс епископскую кафедру в Якутск. В 1855 году здесь был создан комитет по переводу церковной литературы на якутский язык.

1 августа (н. ст.) 1859 года в Троицком соборе Якутска впервые прозвучала служба на якутском языке. Евангелие читал сам Иннокентий. Якутские старейшины просили сделать этот день навсегда праздничным, поскольку «они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём родном языке».

Благовещенск (1862 – 1868)

В 50-е годы XIX века Россия стремилась защитить свои дальневосточные рубежи от англичан. Политическая ситуация делала Россиюсоюзницей Китая. В 1849 году экспедиция Г. И. Невельского доказала судоходность устья Амура, что придало реке стратегическое значение.

Святитель отправился в свой первый сплав по Амуру в 1856 году, изучая левый берег и присматривая удобные места для поселений. Итогом стало его исследование «Нечто об Амуре», в котором святитель доказывал государственную необходимость освоения Амура, а также создания тяжёлого тихоокеанского флота.

Низина близ устья Зеи показалась святителю местом, пригодным для поселения, и возможным центром речного судоходства. В 1856 году здесь был основан Усть-Зейский казачий пост, куда в 1857 году владыка Иннокентий направил священника-миссионера Александра Сизого. Семья священника стала первой семьёй будущего города.

21 мая (н. ст.) 1858 года святитель заложил здесь Благовещенскую церковь в память о первом месте своей службы в иркутской Благовещенской церкви. Название Благовещенску дал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев в честь первой церкви нового города.

Основатели Благовещенска28 мая 1858 года святитель Иннокентий торжественной речью встретил в Благовещенске Н. Н. Муравьёва после подписания в китайском Айгуне договора о передаче левого берега Амура России.

В 1862 святитель перенёс епископскую кафедру Камчатской епархии в Благовещенск, здесь открывается духовное училище (с 1871 года – семинария). В своих ежегодных путешествиях по Амуру святитель закладывает новые церкви, часто собственноручно изготовляя для них деревянные престолы по своей любви к плотницкому делу.

За 17 лет в Амурской области появились 30 храмов, несколько школ и две миссии. В 1857 году сын Иннокентия, протоиерей Гавриил крестил 154 гольда, у гольдов была построена церковь и школа. Всего на 1865 год в Камчатской епархии постоянно действовали 11 миссий у разных народностей.

Москва (1868 — 1879)

В 1868 году после смерти святителя Филарета Синод назначает Иннокентия митрополитом Московским. Он вступает на московскую кафедру в возрасте 71-го года, почти ослепшим от катаракты. На новом посту святитель решает вопросы социального обеспечения: строит богадельни, ремесленное училище для обучения детей бедного духовенства, учреждает пенсии для престарелых священнослужителей. В Духовной Академии святитель вводит курс естественных наук для защиты веры от растущего светского безбожия.

В 1870 году святитель создаёт Православное Миссионерское общество и призывает епархиальных архиереев присылать способных молодых людей в Покровский монастырь в Москве для обучения на миссионера. В течение трёх лет была удовлетворена потребность в кадрах для всех миссий.

***

В начале своего миссионерского пути святитель пересекал проливы между Алеутскими островами на узком челне из тюленьей кожи, в котором приходилось подолгу держать вытянутые ноги плотно прижатыми друг к другу. На континенте его транспортом часто становились собачьи упряжки.«Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только… внутри она обита медвежиной… Очень часто случалось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилою», — вспоминал святитель. Бутылку с питьевой водой приходилось держать под тулупом, чтобы не замёрзла, питаться, в основном, хлебом и юколкой (сушёной рыбой). В 1860 году он получил рожистое воспаление на голове от переохлаждения на пути из Якутска в Иркутск.

Про морскую болезнь и прочие превратности морских путешествий по словам святителя «неприятно рассказывать даже в тёплой гостинице за чаем». Из воспоминаний старшей дочери Екатерины, сопровождавшей отца в 28-дневном путешествии к острову Еловый на Аляске, мы узнаём подробности подобных плаваний. Когда кончилась питьевая вода, её выжимали из парусов, от сухарей осталась одна пыль, варёную в морской воде солонину раздавали пассажирам мелкими кусочками. Одномачтовое судёнышко захлестывали волны, святитель молился об избавлении Герману Аляскинскому, похороненному на Еловом острове. Когда буря улеглась, корабль встал на рейде Елового острова, и измождённым путникам доставили воду и провиант.

Владыка Иннокентий неплохо знал навигацию и иногда мог давать советы капитану. В последние годы жизни в Благовещенске, путешествуя по Амуру, он сам управлял архиерейским катером.

***

Митрополит Московский и Коломенский

Митрополит Московский и Коломенский

Святитель обладал спокойным добродушным характером, в котором отсутствовали авторитарные черты. Современники отмечают скромность святителя в быту и в отношении к людям. Дочери-монахине Поликсении он пишет, что не правомочен давать советы в монастырской жизни, поскольку никогда не жил ей сам. Эту же мысль он повторяет с высоты митрополичьего сана учащимся духовной академии Троице-Сергиевой лавры: «…хотя я более четверти века ношу звание инока, но готов учиться иночеству даже у последнего из братии, а потому считаю излишним преподавать наставления о жизни иноческой…». В Камчатской епархии у него не было канцелярии, он собственноручно копировал бумаги и регистрировал письма, а штатное жалование письмоводителя раздавал в качестве поощрений.

Он не любил кляузников и сам не любил жаловаться: «Пятнадцатилетний опыт научил меня, что жалобы, как бы они ни были справедливы, ни к чему не ведут. Самое лучшее — терпеть». С принятием митрополичьего сана Иннокентий ничуть не изменился: «Свиты у митрополита почти нет; его сопровождают: отец протоиерей Гавриил, сын владыки, семилетний внук владыки и послушник».

Святитель любил шутку и остроумие, искренне смеялся, никем не стесняясь. Церковному чиновнику, который вымогал у него взятку за аудиенцию у петербургского начальства, он заявил, что прибыл из Америки и как «дикарь» может явиться к начальству без представления, а взяточника оштрафуют.

Он был высокого роста, полный, но энергичный по привычке к деятельной жизни. Ложился спать в десять вечера и просыпался в четыре утра. Ежедневно бывал на литургии. С девяти утра до трёх дня и с шести до десяти вечера шёл приём посетителей. После обеда он часто занимался любимым рукоделием: пилил или строгал в небольшой столярне при архиерейском доме.

В пожилые годы святитель опасался за своё слабеющее зрение – на следственный недуг, поэтому читал немного, лишь наиболее выдающиеся произведения духовной и светской литературы, имел склонность больше к прикладным, а не абстрактно теоретическим знаниям. Свои практические наблюдения как этнографа, метеоролога и географа святитель суммировал в трёхтомном сборнике «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Этот труд получил высокую оценку учёных и актуален до сегодняшнего дня. В 1868 году Иннокентий был избран почётным членом Русского Географического общества и Московского университета.

При духовном сане и миссионерском призвании владыка выступал одновременно как государственный деятель, его труды полны мыслей об экономическом обустройстве переселенцев и укреплении России на дальневосточных рубежах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *